ВЕРСИЯ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ
 
  • ЦССВ № 13

Раннее выявление и профилактика формирования криминального поведения подростков

Семинар «Раннее выявление и профилактика формирования криминального поведения подростков в условиях государственных стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга» состоялся 28.11.2019 в СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр содействия семейному воспитанию № 13».

Криминальное поведение подростков в детских сиротских учреждениях – проблема не новая, но в последнее время она приобретает новые формы и проявления. Подростковый возраст в целом предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации в социальной среде. Склонность к нарушению норм и правил поведения среди подростков все чаще приобретает формы нарушения закона и правопорядка. Специалисты – психологи, психиатры – часто выявляют у подростков с делинквентым поведением специфические черты характера и личностные особенности, которые определяют склонность к криминальному поведению. Краткое содержание выступлений. Старший помощник руководителя Следственного отдела по Приморскому району Главного Следственного управления СК по РФ в Санкт-Петербурге Лановик Екатерина Геннадьевна представила статистическую информацию о преступлениях, совершенных подростками в Приморском районе Санкт-Петербурга за 9 месяцев 2019. Поступило 19 сообщений о преступлениях, совершенных подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Из них в 13 случаях возбуждены уголовные дела. Наиболее часто подростки совершают следующие преступления: Хищение имущества Оборот наркотиков (употребление и/или распространение) Половые преступления. Гендерный анализ показывает, что 80-90% преступлений свершают мальчики. Объектом краж чаще всего являются шоколад, алкоголь, вещи. Преступления чаще совершаются в группе. Во время допросов, следственных действий с несовершеннолетними, они ведут себя агрессивно, грубо, используют нецензурную брань, могут выражать полное безразличие, если понимают, что не понесут никакого наказания (в случае малого возраста, например). Директор «Центра содействия семейного воспитания № 9» Светлана Андреевна Дюба поделилась опытом организации профилактической работы с такими подростками. С целью раннего выявления склонностей и/или опыта криминального поведения подростков проводится комплексная диагностическая работа с вновь поступающими детьми. В первые дни их пребывания в Центре собирается наибольшее количество информации в процессе бесед с несовершеннолетними, анализа имеющихся документов: изучается социальный, семейный анамнез, в результате которого определяется группа риска. Проводится тестирование: Тестирование на определение делинквентности; Тестирование на употребление ПАВ (анализ биоматериалов). Детям объясняют, что задача учреждения - научить подростка жить в правовом поле. Единственный способ научить исполнять закон – применять его. В случае нарушения детьми норм и правил поведения они ставятся на профилактический учет: внутренний, УМВД, КДН. Правоприменительная практика хорошо работает в таких случаях как нецензурная брань подростков в общественных местах или в адрес сотрудников учреждения. Дети старше 16 лет в этом случае привлекаются к административной ответственности и несут наказание в виде штрафа. Светлана Андреевна отметила, что в результате такой практики снизилось публичное использование нецензурной лексики среди подростков. Педагог-психолог СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, «Центр содействия семейному воспитанию № 13» Голубева Алина Игоревна и врач-психиатр, психотерапевт, врач первой категории Медицинского центра «Бехтерев» Савенков Евгений Сергеевич рассказали о формировании расстройств личности как одной из причин криминализации поведения подростков. В части случаев девиантное поведение, которое может перерасти в делинквентное, у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и потому относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане могут быть связаны с ранними проявлениями формирующихся психопатий (ядерных и органических (F60-F69)). Исследователями выделены характерологические черты, которые могут иметь значение для формирования преступного поведения: проявляющиеся с детства жестокость по отношению к людям и животным, эгоизм, отсутствие сострадания, склонность к лжи и воровству, неуравновешенность эмоций, нарушение нормального соотношения между силой внешних раздражителей и реакцией на них, патология влечений. Помимо этого, для людей, имеющих расстройство личности характерно отсутствие способности извлекать уроки из прошлого негативного опыта и прогнозирование последствий своих действий. Что обусловливает малую эффективность педагогических воздействий. Для психопатии характерна обязательная триада критериев: Тотальность, то есть патологические черты проявляются всегда и везде. Стабильность. Социальная дезадаптация. По данным исследователей, делинквентность является наиболее ярким проявлением следующих типов психопатий. Эмоционально-неустойчивый (импульсивный тип) характеризуется склонностью к импульсивным действиям без учета последствий. Истероидный тип личности характеризуется поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизированию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим желаниям, отсутствием внимания к окружающим, легко ранимыми ощущениями и постоянным желанием иметь успех и внимание. Диссоциальный тип личности характеризуется пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта, включая наказание. Больные плохо переносят неудачи и легко поддаются агрессии, включая насилие. Педагогическому воздействию недоступны, так как нет никакой почвы для воспитательных влияний. Адаптация психопата в обществе, а также степень тяжести психопатий зависит от особенностей компенсации и декомпенсации. Следует отметить, что диагноз психопатия (расстройство личности) выставляется в детском и подростковом возрасте достаточно редко, в связи с незрелостью, несформированностью структуры личности. Как правило, такие дети, неоднократно попадая в психиатрические больницы в связи со стойкими нарушениями поведения в виде агрессии, систематических самовольных уходов из дома или учреждений, уходами и школы, антисоциальными действиями получают диагноз расстройство поведения. В целях предупреждения опасных (декомпенсирующих) ситуаций следует рекомендовать деятельность, которая не будет предъявлять повышенных требований к слабым сторонам личности, и наоборот, использовать в общественно полезном смысле характерологические устремления. Например, адаптации диссоциальных подростков способствует постоянный контроль и строгая регламентация режима и поведения, в которых они будут учиться или работать под страхом наказания или возможных потерь. Таким образом, в случае стойких проявлений нарушений поведения, низкой эффективности педагогической коррекции, работы с микросоциальным окружением, необходимо консультировать такого ребенка у врача-психиатра и в последствии заниматься коррекционным воздействием, основываясь на его рекомендациях и рекомендациях клинического психолога лечебного учреждения.

Итоги В результате обсуждения докладов выступающих: Отмечена высокая практическая ценность опыта работы специалистов ЦССВ № 9 с подростками с целью выявления и организации работы с криминально ориентированными подростками. Информация о связи расстройств личности (психопатии) и криминального поведения подростков принята как актуальная и полезная для применения в непосредственной работе с несовершеннолетними.